ОБЖ


Берегите голос


Голос педагога не всегда выдерживает...

Кто из учителей не страдает время от времени от того, что голос к концу дня становится осипшим, хриплым, речь дается с трудом, а иногда возникает тупая саднящая боль или вообще садятся связки? Это неудивительно: голос – профессиональный инструмент педагога, и обращаться с ним нужно умело и бережно, чего, к сожалению, нелегко добиться при значительных нагрузках и нехватке времени на себя. И все же стоит попробовать. 

Учеба для учителя: как беречь связки

Что происходит, когда голосовые связки гортани, благодаря которым мы говорим, перенапрягаются? Постоянное раздражение слизистой оболочки гортани вызывает воспаление, которое быстро переходит на связки.

Как поберечь голосовые связки? Для этого существует несколько простых правил.

1. Начинайте речь всегда на выдохе. Иначе может не хватить воздуха для того, чтобы закончить фразу, а связки перенапрягутся, компенсируя эту нехватку. Когда же легкие наполнены воздухом, голос произносит слова звучно и плавно. Сила голоса зависит от работы нижних органов дыхания, легких, бронхов и трахеи. Неумение управлять дыханием нередко приводит к их заболеваниям.

2. Учитесь дышать диафрагмой. Чтобы при дыхании у вас всегда был запас воздуха, старайтесь при вдохе заполнять им не только грудную клетку, поднимая верхние ребра, но и часть брюшной полости, работая нижними ребрами, стенкой живота и диафрагмой – перегородкой между грудной и брюшной полостями. Если не получается, попробуйте просто «подышать животом», когда при вдохе живот заполняется воздухом, а при выдохе сдувается. Это и есть диафрагмальное дыхание, очень полезное для женщин. Диафрагма регулирует давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

3. Давайте голосу передышку. Используйте для этого любую возможность. Во время перемен и перерывов найдите время не только на разговоры, но и на пять-десять минут молчания.

4. Осторожнее с разговором по телефону. Медики обнаружили, что он утомляет голосовые складки гораздо сильнее, чем непосредственное общение.

5. Уменьшайте речевую нагрузку во время месячных.

Женщинам надо особенно беречь голос и по возможности снижать нагрузку в этот период, поскольку голос наиболее уязвим.

6. Не говорите на повышенных тонах. Если в вашей речи неизменно преобладают громкие и резкие звуки, то со временем на связках появляются мозолистые наросты – узелки. Они становятся существенной помехой для нормального звучания голоса.

7. Чаще меняйте интонацию. Разнообразные модуляции голоса значительно украшают речь и придают ей выразительность и эмоциональную окраску.

Монотонное, однообразное повествование, напротив, не слишком хорошо влияет на состояние голоса. А если и слушают вас неважно, то приходится повышать громкость. Связки при этом все больше напрягаются, и голос лишается звучности. Если переходят почти на крик, то еще больше вредят голосовым связкам: в такой ситуации, наоборот, надо говорить тихо, медленно и спокойно.

8. Не выходите на улицу сразу после окончания работы. Перед выходом на улицу надо дать связкам «остыть» и прийти в себя. Через 15–20 минут голосовой аппарат успокоится и будет готов к воздействию прохладного, влажного воздуха. Тем не менее лучше разговаривать на улице как можно меньше, особенно в холодное время года.

Несколько упражнений для хорошего звука

Для тех, кто весь день вынужден работать голосом, будет не лишним узнать некоторые профессиональные приемы, которыми владеют певцы, дикторы, артисты. Руководитель отделения фониатрии Московского НИИ уха, горла и носа, профессор, доктор медицинских наук Юрий Стефанович Василенко советует освоить несколько простых упражнений.

После небольшого набора воздуха производится протяжный согласный звук «м» или «н». Его направляют вверх в носовую полость. К обеим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация. Попробуйте также повторять в нос слова «дон-н-н» или «бом-м-м». Звук должен отозваться колебаниями в области верхней губы и в крыльях носа.

Затем, выдыхая воздух, протяжно произносят целые буквосочетания: «ми-ми-ми», «мо-мо-мо» или «ма-ма-ма». Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще «ни-на-но», «би-ба-бо». В дальнейшем, используя звуки «м» или «н», можно «напевать носом» целые мелодии.

Чтобы улучшить звучание грудных, низких звуков, опустите голову на грудь и, прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом: «о-о-о» или «у-у-у». Звук тяните, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

Возможно, каждый день у вас не найдется времени для фониатрических упражнений. Однако несколько простых действий для укрепления голоса, которыми можно начинать день, выполнить вполне реально.

Оториноларинголог-гомеопат Владимир Евгеньевич Орехов, специалист Главного гомеопатического центра на 2-й Владимирской, советует каждое утро начинать с фразы: «Говорить надо не горлом, а носом». Попробуйте протяжно произносить эти слова, медленно выпуская воздух через нос, так, чтобы голос звучал чуть гнусаво. Упражнение можно повторять и в течение дня – оно хорошо снимает нагрузку с голосовых связок.

Второй совет Владимира Евгеньевича Орехова – сразу же после пробуждения прополоскать горло стаканом кипяченой, чуть теплой воды. Это помогает снять налет со слизистой горла и гортани, но не нарушает здоровую микрофлору, которая присутствует на этой части слизистой и очень важна для нормальной работы связок.

Когда приходится работать с простудой

К сожалению, нередко простуда без температуры, просто насморк или «подсевшее» горло не служат основанием для больничного листа, и все равно приходится вести занятия. Хотя в такой ситуации особенно легко заработать профессиональное заболевание голосовых связок – ларингит.

От насморка голос становится глуше, кашель раздражает гортань, а стекающая в нее мокрота вызывает воспаление. Если голос охрип, то самое лучшее для него – молчание. Если это невозможно, надо постараться максимально снизить голосовые нагрузки.

Не думайте, что, разговаривая шепотом, вы сбережете свои голосовые связки. Это как раз заставляет их трудиться с большим усилием. Нужно просто говорить тише и спокойнее. Хорошо бы так организовать занятия, чтобы ученики самостоятельно занялись изучением нового материала или какой-либо письменной работой.

Старайтесь даже во время рабочего дня обеспечить горлу лечение – возьмите с собой флакончик с дезинфицирующим раствором, противовоспалительные таблетки и пастилки. Идеально, если каждый час-два вы будете обрабатывать горло антибактериальным (грамицидин, фурацилин, раствор йода и морской соли) и противовоспалительным (настойка прополиса, календулы, сок алоэ) раствором, чередуя их. На ночь хорошо смазать больное горло оливковым или облепиховым маслом, поставить спиртовой компресс и держать в тепле.

Враги гортани

· острая, слишком холодная или горячая пища – она травмирует слизистую;

· резкие перепады температуры воздуха, особенно при переходе из разогретого помещения на холод;

· разговоры на открытом воздухе, особенно сыром и влажном, на морозе;

· курение – оно значительно повышает вероятность заболеваний гортани, нередко служит причиной появления на связках полипов, что делает голос грубым.

Возрастные особенности детского голоса

    Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников, они любят петь, поют охотно и с удовольствием. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, сопровождает игры и другие виды деятельности. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

    У детей голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребёнка более, чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки смыкаются не полно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда лёгкость и недостаточная звонкость звучания. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается, в основном, головным резонатором (полость глотки, рта, носа), т. к. грудной резонатор (полость трахеи и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребёнка очень не сильный, дыхание слабое, поверхностное.

    Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. Надо помнить о вреде крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребёнка, о том на сколько опасно петь на улице в холодную сырую погоду, пить холодную воду и есть мороженное в разгорячённом состоянии во-избежании простуды. Крик, шум не только портят голос, притупляют слух, но и отрицательно влияют на нервную систему детей. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребёнка. Голос теряет необходимую лёгкость и приобретает неприятный горловой звук. Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным звуком.



Мутация голоса


    У девочек, так же как и у мальчиков, в период смены голоса обнаруживается покраснение голосовых связок, но тембр голоса не претерпевает таких резких изменений. Переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона. Период мутации протекает у девочек более гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.

    Какой-либо закономерной взаимозависимости между характером детского голоса и образующегося из него голоса взрослого человека не отмечается. Из низкого детского голоса (альта) может образоваться высокий голос взрослого (у мальчика – тенор, у девочки - сопрано), и, наоборот, из дисканта у мальчика может образоваться бас, у девочки – контральто. Существует наблюдение, что такая обратная зависимость встречается даже чаще.

    Длительность мутационного периода колеблется в норме от нескольких месяцев до двух лет.

    В период мутации следует оберегать голос детей от перенапряжения, не допускать громкого чтения, выступлений на вечерах и концертах.

    Иногда наблюдается так называемая патологическая мутация, в виде преждевременной (в возрасте 10 – 11 лет) или поздней (в возрасте 19 – 20 лет) мутации. Такие уклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. В ряде случаев мутация, начавшись своевременно, тянется ненормально долго, годами; в этих случаях говорят о затянувшейся мутации.

    Во всех случаях патологической мутации необходима консультация врача-эндокринолога.

    При лечении патологической мутации необходимо выяснить её причину: если имеются эндокринные расстройства, необходимо провести соответствующее лечение. Большое значение имеет правильный речевой режим, экономное пользование голосом. При затянувшейся мутации лечение обычно не требуется: устранение дефектов голоса (задержавшегося фальцета, слабости голоса, срывов его, хрипоты и т. д.) достигается путём специальных дыхательных и голосовых упражнений.

Comments