Пойте детям колыбельные.

Нельзя лишать детей того, что создано веками,

И передалось нам с тобой устами каждой мамы.

В тех колыбельных вековых вся мощь звучит вселенной.

Да сердца стук и нежный звук наш оберег нетленный.

                                                                              И. Г. Квактун



  Колыбельная песня 

(Материал из Википедии)

     Это один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

     В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

   Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

"Тайны колыбельных"  (презентация)          

Лучше скачайте презентацию на свой компьютер,

 тогда Вы сможете послушать любимые колыбельные песни.




Колыбельные

    Колыбельная песня, по мнению народа – спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира.

     В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времён матери «убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали». Абу Али Ибн Сина так определил значение колыбельных: «Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей:

       1.  Тихо качать ребёнка.

     2. Петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и  пробуждению души к музыке».

     Исследования современных учёных показывают, что колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое    и воспитательное воздействие. Успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создаётся благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищённости вызывается и тем, что напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребёнка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого. Особая ритмическая организация и приём уменьшения играют определённую роль в создании психологического комфорта.

      Колыбельные играют огромную роль в ознакомлении ребёнка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька – коток, собачка, заинька, гуленьки и т.д.). Они несут в себе пожелания добра и благополучия своему ребёнку со стороны матери, уверенности в том, что он будет здоров и счастлив.

     Слушая с колыбели родную песню, ребёнок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души. Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: «люли – люли - люленьки», «баю – баю - баеньки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использования приёма уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение  любви к ребёнку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому используемый, как и в потешках, эмоциональный приём обращения к ребёнку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребёнка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности:

                     Спи–ка, (Маша) – солнышко,

                     Спи–ка, житно зёрнышко,

                    Спи, моя родная, рыбка золотая.

     В этих песнях также создаются образы, которые в реальной жизни не существуют – Угомон, Дрёма и т.п.  колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например – заинька.

     Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического стоя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них  создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём, это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. 

     Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуком, медленный темп и т.    п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

    Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

ć
Людмила Малаховская,
30 окт. 2017 г., 16:04
Comments