Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей. 

Влияние музыки 

       Замечено, что растения растут лучше под классическую музыку, чем без неё, а под рок-музыку хуже, чем в тишине. С людьми примерно так же.

       Громкие звуки убивают волосковые клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. Городской и производственный шумы не менее опасны. У людей 70% неврозов возникают именно из-за шума. Длительное звуковое давление ведёт к нарушению логики и неуравновешенности. Те, кто живут рядом с оживлёнными автомагистралями, часто страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, гипертонией, расстройствами пищеварения.

     Порог звуковой опасности составляет 80 дБ, звук работающего пылесоса- 85 дБ, уровень боли -120 дБ, рёв взлетающего самолёта – 150 дБ, смертельный уровень – 180дБ.

   На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот что получилось.

Частота основного ритма композиции “Дип Пёпл” “Smoke on the water” от двух до четырёх герц. Такие скачки, да ещё при громкости в 80-100 дБ (как в кузнечном цеху), вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тех, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трёхразового прослушивания подобной композиции ожидает обострение заболеваний или нервные срывы. Шумовые призвуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека начинают дрожать руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов.            

       Музыка - составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использовании музыки. Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых, и на больных детей-дошкольников.
Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслушиваются, успокаиваются. О некоторых принципиальных положениях нового взгляда на роль и место музыки в дошкольном учреждении и пойдет дальше речь.
1. Одной из оздоровительно профилактических задач коллектива ДОУ должно стать создание оптимальных условий в период пребывания детей в их втором доме - детском саду. По утрам, в момент приема детей в детский сад, необходимо включать записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.
2. Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождения, необходимо использовать методику музыкально рефлекторного пробуждения малышей после ночного и дневного сна. Оно должно быть индивидуальным, в зависимости от типа нервной системы ребенка. Для этого можно отвести не менее  10 мин. Для плохо спящих детей — 1—2 мин и 6 -8 мин - для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, необходимо использовать тихую, нежную, легкую музыку. 10-минутная композиция должна быть постоянной, чтобы у детей выработался своеобразный рефлекс. Через полтора-два месяца музыкальная композиция может быть заменена на другую.
Большое значение для оптимального пробуждения детей имеет текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Он не должен быть громким, отрывистым, слова звучат мягко, ласково.
Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка не всегда должна звучать постоянно, с первой и до последней минуты занятия.

В методическом плане можно порекомендовать следующее:
1.   Не все занятия должны  обязательно озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.
2.   Музыкальное сопровождение может быть частичным:

  • для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;
  • для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;
  • музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент и нести определенную установку на будущее;
  • музыкальное сопровождение можно использовать также во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

3.   Музыкальное сопровождение может быть комбинированным, сочетать как живой аккомпанемент, так и самостоятельную игру детей на простейших музыкальных инструментах,
прослушивание  аудиозаписей, дисков.

Comments